Как дети креативную матрицу создавали
«Надо сортировать мусор». «Складывать мусор только в отведенном для этого месте». «Надо наказывать тех, кто повсюду бросает мусор». «Вырасту, стану министром, буду решать все экологические проблемы». «Надо экономить дома воду, закрывать кран, когда чистишь зубы». «Надо экономить электричество, выключать за собой свет». «Буду теперь сажать деревья вокруг дома».
Все это — очевидные и простые истины. Но, когда об этом говорят дети… Говорят убежденно, искренне, начинаешь верить, что так и будет. Что вскоре не увидим мы в наших чудесных краях залежей пластиковых бутылок, банок, других следов «отдыха на природе». Что научимся потреблять меньше электроэнергии, воды.
Во всяком случае, так будет вести себя каждый из 160 детей, ставших участниками республиканского тренинга «Формирование экологической культуры у подрастающего поколения». Прошел он в живописном лагере «Боровичок» в селе Талкара Аккольского района Акмолинской области.
— Есть разные способы решения экологических проблем, один из них — развитие экологического мышления, — говорят организаторы тренинга, активисты ОФ «Экологический фонд Казахстана». — Чтобы каждый житель нашей планеты мог оценить свои действия с точки зрения разумных, правильных взаимоотношений с природой. Сегодня экологического мышление становится необходимым условием выживания и развития человека и человечества.
Знакомство с новыми друзьями, песни у костра, экологический десант в живописных аккольских перелесках… Без этого, пожалуй, ни один детский летний лагерь не обходится. Даже самый краткосрочный.
А сам тренинг проходил настолько увлекательно, что усталости никто не чувствовал. Только азарт, желание «горы свернуть», а, вернувшись домой, не только самому беречь природу, но и другим не давать ей вред нанести.
И это – результат не только профессионализма тренеров, но и того, что программа базировалась на выверенной научно-методической основе. На семинаре-тренинге учителям, методистам презентовали учебно-методическое пособие «Формирование экологической культуры у подрастающего поколения». В рамках государственного гранта НАО «Центр поддержки гражданских инициатив» при поддержке МИОР РК оно разработано для работающих в среднем звене учителей, методистов.
— Пособие содержит материалы, позволяющие реализовать программу внеурочной деятельности по формированию экологической культуры у обучающихся средних классов, — говорит его автор, доцент ЕНУ им. Гумилева Жанат Базарбекова. — Его структура, содержание пособия построены с учетом современных требований к воспитанию в рамках образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования.
Инновационные методы работы, предложенные в пособии, Жанат Ниязбаевна продемонстрировала на этом тренинге.
Дети с увлечением составляли креативную матрицу, цель – которой определить главные экологические проблемы местного сообщества, оценить их остроту, найти источник, виновников, предложить разные сценарии их решения… Юные участники семинара самостоятельно приходили к единому выводу: регионы, населенные пункты разные, а проблемы – сходные. И всюду виновник их возникновения — сами люди. Их бездумное и бездушное отношение к окружающему миру.
Метод «Аллея нравственности» основан на ролевой игре. Дети очень быстро вживались в роль обидчика, сторонника жертвы инцидента, друга обидчика, родителей, классного руководителя… И проигрывали ситуацию (к примеру, жестокого отношения к животным) с разных сторон. Затем менялись ролями…
Метод «Карусель» прививает навыки совместной, групповой работы, критического осмысления не только выводов своих сверстников, но и своих собственных.
Разъезжались друзьями и убежденными поборниками защиты окружающей среды. Обменялись контактами. Так что будут делиться новостями, советоваться. И не раз прочтут друге о друге на сайте ОФ «Экологический фонд Казахстана». Нет сомнений в том, что участники тренинга станут активными участниками конкурсов, мероприятий, организуемых этой общественной организацией.
Источник: apgazeta.kz